Вторник, 19.09.2017, 14:35

Конный завод им. комдива П.И. Мощалкова

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информация в СМИ

Главная » Статьи » Статьи о заводе

Настоящая Порода

Российское Федеральное издание
Валовой Внутренний Продукт ВВП
№ 3 (53) Номер 53 2010
Рубрика: ЭКОНОМИКА

НАСТОЯЩАЯ ПОРОДА

Когда-то разведением лошадей в России занимались много и успешно. Наша страна по праву гордилась своими конями и всадниками – в дни мира и во времена войн… Увы – многочисленные потрясения, обрушившиеся на нашу страну в прошлом веке, ударили и по этой отрасли сельского хозяйства. До наших дней сохранились всего две старинные заводские породы лошадей: орловская рысистая и донская, разновидностью которой является буденновская порода.

СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ

Разведением дончаков первым занялся легендарный атаман Матвей Иванович Платов. В 1770 году Платов – тогда всего лишь есаул, а позднее – атаман Всевеликого Войска Донского, генерал-адъютант, граф, кавалер высших орденов империи, герой многих войн – основал первый конный завод на Дону. 27-летний есаул первым сообразил, что степи Задонья представляют собой весьма благоприятную среду для разведения лошадей. Пример Платова оказался заразительным.

Усилия казачьих офицеров (многие из которых со временем превратились в дворян и помещиков) не пропали даром: за сотню лет была выведена порода лошадей, великолепно зарекомендовавших себя как во многих войнах, так и в мирное время.

ПРИМЕРЫ ВЫНОСЛИВОСТИ

В 1899 году корнет Асеев проехал от Лубен Полтавской губернии до Парижа, где проходила Всемирная выставка, меняя двух кобыл – черноморскую Влагу и донскую Диану. Он проехал верхом 2457 верст (2633 км) за 30 дней, делая в среднем по 80 км в день, а в последнем переходе перед Парижем прошел за день 110 км. Русский кавалерист, прибыв во французскую столицу, сразу же оказался в центре внимания посетителей выставки и прессы. Более 200 журналов поместили статьи с восторженными откликами об этом переходе.

Практически в то же время донские лошади приобрели высочайшую репутацию в глазах военных всего мира. Во время англо-бурской войны 1898–1902 гг. англичане потеряли почти всю свою кавалерию и обоз. За одним исключением: около 200 лошадей донского ремонта, входивших в состав отряда генерала Френча (который и сам ездил на рослом донском жеребце), остались живы и успешно несли свою службу…

В 1946 году донские казаки в пробеге Сальск – Ростов-на-Дону при 40-градусной жаре преодолели 200 км, разделяющие города, за 18 ч. 25 мин. Группа жеребцов в суточном пробеге за 20 часов прошла 305 км, а кобыла Дочь Букварки за 15 суток (без дневок) преодолела 1777 км…

КОННИЦА БУДЕННОГО

Правды ради надо заметить, что дончаков ценили за выносливость, но считали эту породу несколько плебейской. Донских жеребцов и кобыл предпочитали в деле – прежде всего, на войне, а вот красовались чаще на арабских скакунах или, скажем, на орловских рысаках.

Однако в 30-х годах по инициативе тогдашнего главного кавалериста страны маршала Буденного на основе донской была создана новая порода, названная по имени главного инспектора кавалерии РККА «буденновской». Она была получена в результате воспроизводительного скрещивания донских кобыл с жеребцами чистокровной верховой породы.

Выведение буденновской породы по-своему уникально, поскольку, в отличие от многих полукровных пород мира, она стала продуктом скрещивания двух самоценных пород. Донская порода была не просто материалом для более или менее успешного использования чистокровных производителей, она привнесла в буденновскую породу целый комплекс ценнейших качеств – крепость конституции, силу, выносливость.

В настоящее время буденновская порода лошадей является одной из ведущих спортивных пород в России. Преимущество буденновских лошадей по сравнению с западноевропейскими полукровными породами - в большей крепости, неприхотливости, хорошем здоровье. Именно поэтому буденновцы пережили не только войны, но и небрежение, в котором оказалось российское коневодство в 90-х годах.

Буденновская порода лошадей все увереннее занимает достойное место среди ведущих спортивных пород мира. Основным ее назначением стало производство лошадей для всех видов конного спорта высокого класса. Все больше и больше этих лошадей принимает участие в самых разнообразных соревнованиях. Буденновцев охотно используют спортсмены разного уровня и разных направлений. Эти лошади нашли себя во всех классических видах конного спорта. Крупный рост, мощность, крепость, выносливость обуславливают успехи буденновских лошадей в таких видах конного спорта, как конкур и троеборье. Восточная красота, нарядность масти, эластичные движения позволяют некоторым из них выступать в соревнованиях по выездке.

Много буденновских лошадей продавалось на аукционах и экспортировалось за границу. Однако за границей их следы терялись, и лишь единицы затем проявлялись в большом спорте. Как, например, жеребец Pass Op (Ребус). Он был рожден в конном заводе имени С.М. Буденного в 1960 году от Рубильника и Беседки, был продан за границу, где успешно участвовал в соревнованиях высокого ранга под седлом бразильского всадника. Ребус был победителем соревнований по конкуру в Аахене в 1970 году, которые по составу участников могут быть приравнены к мировому первенству.

ЛОШАДИ УМЕЮТ

Когда Россия стала приходить в себя после смуты конца ХХ века, вспомнили и о лошадях. В настоящее время все племенное поголовье охвачено централизованным племенным учетом, база данных находится в компьютерном центре ВНИИ коневодства. Все племенные буденновские лошади записываются в Государственные племенные книги, которые выходят регулярно с интервалом в один год.

Лошадям донской породы тоже стали уделять внимание. Современная донская лошадь в основном соответствует требованиям, предъявляемым к лошадям для широкого, массового использования. Племенная работа с породой в предшествующее время, несмотря ни на что, шла в направлении, которое обеспечивало ей такое использование. Об этом говорят и ее фенотипические характеристики.

Традиционно в работе с донской породой придавалось большое значение культивированию крупности, широкотелости, костистости.

Современные дончаки мономастны. Однако единственная рыжая масть имеет множество оттенков. Всего насчитывается 10 вариантов различных оттенков рыжей масти. Особо ценится своеобразный золотистый отлив шерсти, который донская порода унаследовала от своих предков восточного корня. Золотистость придает лошади особую нарядность.

Красивая, нарядная, крепкая, недорогая в производстве и содержании, она как никакая другая порода подходит для массового конного спорта, проката, туризма, домашнего содержания, для работы. Вопреки сложившемуся мнению, донская лошадь обладает уравновешенным темпераментом, покладиста и легко приспосабливается к разным условиям. Благодаря своей выносливости и неприхотливости, дончаки используются очень широко. В том числе в пробегах – массовом, демократичном виде конного спорта, получившем в последние годы чрезвычайно широкое распространение за рубежом.

У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ

Тем не менее, годы безвременья сказались не лучшим образом. За последние десятилетия произошел резкий спад численности донских лошадей, и эта порода превратилась из когда-то самой распространенной в самую редкую. Ее племенное ядро насчитывает не более 200 маток, а ведь эти лошади поистине являются настоящим золотом России, ее национальным достоянием.

На сегодня основное племенное ядро сосредоточено в конном заводе имени Буденного в Ростовской области. Поголовье чистопородных донских лошадей, несмотря на усилия работников конезавода, сокращается. При возрастающем спросе на донскую лошадь хозяйство выращивает минимум чистопородного племенного молодняка…

Впрочем, завод имени Буденного – не единственное место, где пытаются спасти знаменитую породу. Дончаков разводят также на некоторых племенных фермах Калмыкии, Астраханской и Челябинской областей, а также в Московской области, где этим занимается коневод-энтузиаст Павел Мощалков. Его коневодческое хозяйство было основано в 2003 году и специализируется на разведении лошадей отечественных пород: донской, буденновской, орловской рысистой. В настоящий момент оно является одним из ведущих хозяйств по сохранению и восстановлению донской породы.

Также хозяйство занимается разведением шетландских пони для детского спорта. На базе хозяйства действует детско-юношеская конно-спортивная школа. Лошади коневодческого хозяйства Мощалкова неоднократно становились чемпионами и призерами выставок, чемпионатов и породных ринг-выводок…

ИСПЫТАНИЕ ОГНЕМ

Казалось бы, такая работа не может вызывать ничего, кроме восхищения и благодарности, не правда ли? Увы – неправда. В прошлом апреле хозяйство Мощалкова подожгли. «Вы не можете представить, что я чувствовал, стоя перед пожарищем, – вспоминал сам Павел Олегович. – Это невозможно представить – только пережить. Ком в горле такой, что вздохнуть невозможно, я только одно себе говорил: «Господи, главное – живы все. Главное – живы». Масштаб бедствия даже осознать было вначале трудно. Не осталось в буквальном смысле ничего».

Павел Мощалков и его сотрудники сумели выдержать этот удар. Хозяйство в кратчайшие сроки было восстановлено. Конезаводчик искренне благодарен всем, кто поддержал его в критической ситуации. «Честно сказать, боялся я, что они уедут. Работы – непочатый край, перспективы откладываются на неопределенный срок… Но это оказалась настоящая команда! Никто не отступил, не решил поискать себе места покомфортнее. Я не могу передать, как благодарен этим людям», – говорит Мощалков…

Самоотверженность соратников Павла Олеговича, бескорыстная поддержка руководителей соседних хозяйств, как и содействие, оказанное «погорельцам» органами местного самоуправления Сергиево-Посадского района, не могут не радовать. Но одновременно возникают и вопросы. Павел Мощалков предполагает, что причиной поджога могли стать чьи-то притязания на землю, занимаемую его хозяйством. Что и говорить, земля в Подмосковье стоит недешево… И это уже вопрос государственный.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДЕЛО

Нужно ли современной России коневодство – отрасль, которая может приносить стране и престиж, и выгоду? Если да, то нужна помощь. Как экономическая поддержка (в частности, дотации на племенных маток), так и правовая защита.

Ведь проблемы имеются не в одном подмосковном хозяйстве – в отрасли в целом. Специалисты рассказывают, что в 2009 году продолжилось снижение численности маточного состава донской породы. Как уже говорилось, основное племенное ядро сосредоточено в конном заводе имени С.М. Буденного в Ростовской области. Там выращивают производителей для остального массива породы. При этом поголовье чистопородных донских лошадей сокращается. В 2009 году в конзаводе им. Буденного в случной кампании были задействованы всего 3 донских жеребца и 50 кобыл. На 1 июня 2009 года к годовалому возрасту в конном заводе им. Буденного было выращено 11 жеребчиков и 8 кобылок, а также были выращены 15 жеребчиков (в том числе 5 арабо-донских) и 13 кобылок (в том числе 3 арабо-донских) 2007 года рождения.

При такой малой численности чистопородных донских лошадей существование породы находится под угрозой – и это несмотря на то, что они пользуются большим спросом. Сегодня практически невозможно приобрести кобылу донской породы.

Хотя качество породы отнюдь не снижается. По оценке специалистов, весь немногочисленный молодняк выращен очень хорошо, с опережением шкалы развития. Средняя оценка двухлетнего молодняка за тип и экстерьер в этом заводе составляет 4,01 балла. Из 28 жеребят 19 голов оценены 4 баллами и выше. Лошади донской породы продолжают успешно выставляться на различных конских выставках – таких, как «Иппосфера» (май 2009), «Эквирос» (август), «Золотая Лошадь» (сентябрь).

Но не будет количества – пропадет и качество. В отличие от 90-х годов, сегодня государство не отмахивается от насущных проблем производства. В том числе – и сельскохозяйственного. Вот только коневодство пока не попало в его поле зрения. Пора исправлять эту ситуацию.

Редакция издания «ВВП»


Источник: http://www.vvprf.ru/archive/?clause_id=49&print=yes
Категория: Статьи о заводе | Добавил: jein (26.04.2013)
Просмотров: 909 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Яндекс.Метрика